ИСТОРИЯ
На главную страницу


Автомобиль был рожден кабриолетом и дни свои, похоже, закончит именно с таким кузовом. Причем произойдет это гораздо раньше, так как интерес к машинам с открытым верхом с каждым днем во всем мире неуклонно растет

В прошлом никого не удивляли открытые авто, их было большинство. Первые автомобили откровенно заимствовали у конных экипажей не только конструкцию, но и названия: седан, фаэтон, ландо, кабриолет. Каталог на английские автомобили Vauxhall 1913 года предлагал на выбор 26 типов кузовов, 20 из которых были открытыми. Подавляющее большинство предвоенных открытых машин были седан-кабриолетами, пяти-, шестиместными машинами, в которых боковые стекла поднимались из дверных проемов, а тент закреплялся на специальном каркасе и фиксировался зажимами на ветровом стекле Кузов без жесткого верха относился к разряду самых дешевых и обладал кучей недостатков — пропускал пыль и влагу, морозил пассажиров в холодную погоду. Из преимуществ на ум приходит только одно — погожим деньком в таком кузове приятно путешествовать по живописным местам с дружной компанией. В детстве мы все читали Трех товарищей Ремарка, нам импонировала благородная дружба героев, которых свел вместе мощный автомобиль... Закрытые машины стояли на ступень выше, поскольку предоставляли владельцам максимум возможных удобств: в них имелись салонное освещение и даже печка! Кузова, способные совмещать в себе достоинства открытых и закрытых моделей, ценились особо. Чрезвычайно сложные по конструкции, они были невероятно дороги. Затем произошел технологический рывок. Инженеры американской компании Budd разработали метод штамповки цельнометаллических кузовов. За какое-то десятилетие закрытый кузов подешевел вдвое, а то и втрое. Больше ни о чем другом широкий покупатель и слышать не хотел. Видоизменился и сам автомобиль — исчезла рама, кузов стал несущим. Срезать крышу означало нарушить прочность кузова. Ни один завод не брался за выпуск открытой модификации, поскольку требовалось вносить глубочайшие изменения и в саму конструкцию машины, и в технологический процесс. Кабриолеты надолго стали уделом небольших кузовостроительных мастерских, принципиально не желавших или же не имевших финансовых возможностей сменить профиль. Спрос сохранялся на минимальном уровне: после Второй мировой войны немногие в Европе могли позволить себе шиковать. Но сегодня, когда автомобиль глубоко проник в нашу жизнь, интерес к кабриолетам возвращается. Их доля на европейском рынке приблизилась к пяти процентам. На первый взгляд, это незначительная цифра, но еще десять лет назад она была вдвое меньше. И потом, ежегодно в Европе продается порядка 15 миллионов новых автомобилей, и 5 процентов от них составляют 750 тысяч! Это как если бы АвтоВА3 целиком перевести на производство кабриолетов!

Долгое время открытый автомобиль был в России уделом сильных мира сего. До поры до времени отечественные политики не прятали от народа свои государственный головы. Керенский ездил на бельгийской Minerva. После возвращения из эмиграции Ленин использовал в качестве парадного фаэтона броневик, а когда свершилась революция, пересел на открытый Rolls Royce, однако после покушения в 1918 году вынужден был перебраться в лимузин с внутренним управлением, а фаэтон остался для прогулок по окрестностям Горок. Сталин, Троцкий, Молотов перемещались в открытых Packard, Pierce-Arrow и Rolls Royce, правда , с началом массовых репрессий Отец Народов прочно обосновался на заднем сиденье бронированного лимузина и не рисковал подставлять голову солнцу и, не дай Бог, пулям. Как только начинали петь пташки, Хрущев приказывал подать ему открытый ЗИС-110Б и ездил на нем встречаться с космонавтами и колхозниками. Эту практику продолжал и Брежнев до того дня, когда при въезде в Боровицкие ворота его кортеж был обстрелян фанатиком в милицейской форме. С тех пор открытые автомобили стали транспортом высших военных, принимающих и командующих парадами, да еще операторов кинохроники. Простым советским смертным тоже иногда позволяли проветрить мозги.

Первые советские автомобили НАМИ-1 и ГАЗ-А имели открытые кузова, однако эксплуатация показала их полную непригодность. После войны была выпущена относительно большая партия машин со складывающей крышей на базе Москвича и Победы. Потом серийного выпуска открытых машин в СССР не было лет тридцать, если не считать «козликов», выпущенных для армии и директоров колхозов. «Добрые» дяди из автопрома рассудили так: «Страна у нас северная, какие там кабриолеты! Главное, чтобы печки надежно работали» Вот так мы и остались без открытых машин. Правда, и без надежных печек тоже. Потом был выдвинут другой тезис: «Для массового потребителя не до изысков. Главное – побольше и попроще». И первым восстал против подобной аргументации именно массовый потребитель. Увы, не у нас.

В свое время в Германии наши «Самары» пользовались успехом благодаря той самой простоте и тому, сколько эта простота стоила. Но со временем им стали надоедать одинаковые машины. Они захотели получить автомобиль уже по своему вкусу. А вкус у немцев весьма определенный – кабриолеты им очень нравятся. Первые открытые версии ВАЗ-2108 были «ландо». Над передними сидениями сохранялась крыша, хотя и сведенная к минимуму за счет люка. Вместо задка, срезанного вместе с задней дверью, на кузове крепили пластиковое «корыто», служившее одновременно и багажником и нишей для укладки тента с мягкими боковыми и задним стеклом. Комфорта в новой восьмерке поубавилось. Но не смотря ни на что, это был все же кабриолет, да еще и с налетом экзотики. Получивший обозначение Lada Samara Fan, он пришелся по душе тем, кто страстно хотел ездить в открытой машине, но не мог позволить себе ее купить. Пример немцев оказался заразителен, и годом позже при активном содействии AO Scaldia Volga, продававшем советские автомобили в Бельгии, на свет появилась еще одна версия кабриолета на базе ВАЗ–2108. Это был тоже вариант ландо , но с боле элегантным кузовом и измененной системой ручной укладки крыши. Все тоже «корыто» становится лучше, появляется отдельный багажник. В сложенном виде тент крыши закрывается специальным чехлом. Новая модель получила название Natasha и стала родоначальницей всех последующих кабриолетов на базе Самары. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались огромным успехом в течение 5 лет. Глава испанского отделения Lada высказал сожаления по поводу прекращения поставок в Испанию версии Natasha. А между тем никто и не сворачивал сборку, просто все они стали уходить в Россию, где у них также появилось немало поклонников. А между тем в самой Чехии из-под пера выдающегося дизайнера Вацлава Крала выходит еще один вариант открытой «восьмерки» кабриолет «Bohemia». Но пожалую, самый оригинальный и эффектный проект появляется по другую сторону Атлантики. В АО Lada of Canada начинается мелкосерийный выпуск настоящего полного кабриолета на базе ВАЗ 2108 с механическим складыванием и установки крыши. Прежде всего они используют задние боковые панели и крышку багажника от ВАЗ 21099. Полностью меняется конструкция дверей. Усиливаются элементы жесткости. В итоге рождается не очень сложный в доработке автомобиль с законченным оригинальным рисунком и отличными линиями кузова. Канадскую версию можно, бесспорно, считать лучшей из всех попыток сделать кабриолет на базе ВАЗ 2108.

Сегодня автомобили с откидным верхом изготавливают из базовых моделей, специализированными кузовостроительными компаниями — Bertone, Karmann, Pininfarina. Расположенной в немецком городе Оснабрюк компании Karmann в августе этого года исполняется сто лет. Сегодня в ней работают 7 тысяч человек. Фирма выпускает кабриолеты Jaguar XK8, Mercedes-Benz SLK, Renault Megane, New Beetle, VW Golf и другие — всего свыше 54 тысяч машин в год. Главное в том, что инженерам фирмы принадлежат практически все основные патенты на механизм складывания крыш. Специальные спортивные модели — родстеры и спайдеры — обычно проектируются, что называется, с чистого листа, а если и содержат отдельные агрегаты массовых моделей, то глубоко переработанными. Классические примеры подобных машин — Chevrolet Corvette, Ferrari, Porsche.


Хостинг от uCoz
© & ® 2003 Дмитрий.